Требования по контролю технического состояния искусственных сооружений

Искусственные сооружения — мосты, путепроводы, трубы, тоннели и пр. также требуют контроля их технического состояния. Такой контроль проводится специалистами служб эксплуатации в ходе постоянных, периодических и специальных осмотров. Сплошные периодические осмотры проводятся не реже двух раз в год — весной и осенью. Основное внимание должно уделяться выявлению дефектов и повреждений. За трещинами устанавливается наблюдение с целью определения интенсивности их развития. Сегодня мы приводим выдержку из Правил эксплуатации городских искусственных сооружений.

Правила эксплуатации городских искусственных сооружений

(утв. Приказом Роскоммунхоза от 25.02.1994 N 5)

Правила содержат классификацию работ и основные положения по организации содержания и ремонта городских искусственных сооружений: мостов и путепроводов с подходами к ним, труб, транспортных и пешеходных тоннелей, наплавных мостов, паромных и ледовых переправ

Постоянный и периодический осмотры

4.3. Постоянный осмотр предусматривает систематическое наблюдение за состоянием несущих элементов пролетных строений. Особое внимание при этом должно быть обращено на состояние подферменных площадок и опорных частей, а также мест, расположенных под водоотводными устройствами и деформационными швами.

4.4. Задачей постоянного осмотра является:

  • наблюдение за изменением обнаруженных дефектов во времени, если эти дефекты не требуют немедленного устранения;
  • составление плана ремонтных работ;
  • производство при необходимости контрольно-измерительных съемок.

В элементах конструкций пролетных строений необходимо определять:

  • места фильтрации воды и выщелачивания бетона;
  • пятна ржавчины на бетонной поверхности;
  • трещины, раковины и сколы в бетоне;
  • разрушение и коррозию арматуры и закладных деталей;
  • отслоения защитного слоя бетона;
  • остатки опалубки в бетоне;
  • участки разрушения бетона и арматуры, вызванные ударами проходящих транспортных средств и другими механическими воздействиями.

4.5. Выявление в пролетных строениях участков с пятнами ржавчины свидетельствует о нарушении водонепроницаемости бетона или на недостаточную толщину защитного слоя арматуры.

4.6. Особое внимание следует обращать на появление трещин в бетоне и кладке, при их появлении необходимо выяснить причину их образования и характер развития.

Усадочные и температурно-усадочные трещины влияют в основном на долговечность конструкций, а силовые — как на долговечность, так и на грузоподъемность сооружения.

4.7. При обследовании трещин необходимо замерять величину их раскрытия, так как с увеличением ширины трещины возникает опасность коррозии арматуры.

В конструкциях с обычной стержневой арматурой безопасными можно считать трещины с раскрытием до 0,3 мм (в обычных условиях) и до 0,2 мм (при агрессивной окружающей среде).

Обнаруженные трещины необходимо замерять в наиболее широком месте. Для измерения применяют лупы с делениями и щупы (набор тонких пластин разной толщины).

4.8. Интенсивность развития трещин определяют по данным длительных наблюдений и результатам сравнения натурных измерений при данном осмотре с более ранними.

Для наблюдения за изменением трещин, расположенных в зоне силовых воздействий пролетного строения, применяют контрольные маяки. Маяк представляет собой полоску из гипса, который перекрывает трещину в месте ее наибольшего раскрытия. Места под маяки должны быть предварительно расчищены. Измерения величин раскрытия трещин производят с помощью микроскопа, лупы с делениями или щелемеров. В натуре и книге искусственного сооружения обязательно указывают дату установки маяка, длину и ширину раскрытия трещин.

4.9. Для проверки качества (прочности и плотности) бетона конструкций используют:

  • эталонные молотки (типа молотка Кашкарова);
  • склерометры;
  • ультразвуковые приборы (УК 10П).

При отсутствии приборов прочность бетона можно определить приближенно с помощью обычного молотка массой 0,3 — 0,4 кг, которым наносят удары по бетонной поверхности.

Если на бетонной поверхности образуются глубокие следы (вмятины), то бетон имеет класс ниже В 12,5. При классе В 12,5 — 15 на бетоне обычно остается заметный след, при ударе раздается звонкий звук, а при более высоком классе — след мало заметен.

При этом плотный бетон издает звонкий звук, а бетон со скрытыми дефектами (пустоты, отслоения бетона, слабый бетон) — глухой.

4.10. Для определения состояния арматуры при чрезмерных деформациях элемента (трещины более 0,5 мм, потеки ржавчины) отдельные участки бетона вскрывают до арматуры с целью установления характера ее повреждения (коррозия или разрыв).

Места предполагаемой коррозии арматуры в обычных железобетонных конструкциях проверяют с предварительным сколом защитного слоя бетона на участке не более 10 кв. см с последующей тщательной заделкой этого слоя. Скол защитного слоя бетона в конструкциях из предварительно напряженного железобетона при постоянном осмотре делать запрещается.

4.11. При осмотре несущих конструкций балочных пролетных строений проверяют состояние плиты проезжей части, главных балок, диафрагм, поперечных балок.

При этом необходимо выявлять наличие трещин в бетоне:

  • поперечных в растянутой зоне;
  • продольных и косых в сжатой зоне;
  • наклонных в приопорных участках;
  • продольных вдоль напрягаемой арматуры и в местах ее анкеровки;
  • опорных узлов;
  • диафрагм;
  • стыков составных конструкций.

4.12. В главных балках необходимо следить за появлением трещин и сколов в бетоне сжатой зоны, частых поперечных трещин в зоне растянутой арматуры с раскрытием более 0,3 мм и косых сквозных трещин в балках и диафрагмах.

Частые поперечные трещины в растянутой зоне изгибаемых элементов, выполненных из обычного железобетона, при раскрытии более 0,5 мм служат признаком серьезного повреждения элемента. При обнаружении таких дефектов необходимо определить возможность дальнейшей эксплуатации конструкции.

4.13. В сборных пролетных строениях необходимо проверять состояние стыков балок по диафрагмам или по плите проезжей части, так как некачественное их выполнение приводит к нарушению работы пролетного строения в целом — к изменению распределения усилий между балками.

4.14. При осмотре несущих конструкций пролетных строений из предварительно напряженного бетона необходимо учитывать повышенную опасность коррозии высокопрочной арматуры и возможность развития общих деформаций за счет ползучести бетона.

При обнаружении в растянутой зоне поперечных трещин с раскрытием 0,1 мм и более необходимо проверить величины прогиба или выгиба элемента, выявить причины образования дефекта и определить возможность и условия дальнейшей эксплуатации пролетного строения.

В предварительно напряженных балках необходимо проверять наличие трещин в опорных узлах, в местах анкеровки напрягаемой арматуры и в зоне стыков сборных блоков.

Характерные типы трещин в железобетонных пролетных строениях приведены на рис. 1 (здесь и далее рисунки не приводятся).

4.15. В мостах с подвесными пролетными строениями необходимо обращать внимание на наличие трещин и сколов бетона в местах опирания подвесных пролетных строений, а в неразрезных и консольных пролетных строениях — на наличие поперечных трещин в надопорных участках.

4.16. При осмотре массивных каменных, бетонных и железобетонных арок и сводов необходимо проверять участки, соответствующие замку, четверти и пяте арки, где могут быть трещины.

Если над аркой или сводом сплошная кладка, то трещины могут возникнуть по всей ее высоте. Трещины в стойках надарочного строения возникают при отсутствии в них шарниров и при небольшой их длине.

4.17. При осмотре пролетных строений необходимо обращать внимание на нарушение опирания их на опорные части и опоры. Неправильная установка балок приводит к сколам бетона торцов балок и ригеля под балками, а также к нарушению работы пролетных строений на температурные воздействия при отсутствии зазора между балками смежных пролетов.

4.18. Раковины, сколы, участки слабого бетона обводят мелом по их периметру, размеры и глубина их помечаются условными обозначениями: сколы — С, внутренние полости — ВП, раковины — Р, участки слабого бетона — СБ, раковины с обнажением арматуры — РО, сколы с обнажением арматуры — СО и т.д.

4.19. Периодические осмотры железобетонных пролетных строений проводят не реже двух раз в год.

Главная цель — проверка качества постоянных осмотров и выполненных ремонтов.

На мостах с пролетными строениями из преднапряженного железобетона кроме осмотра измеряется строительный подъем. Нивелирование производят по постоянным закрепленным точкам. Результаты замеров заносятся в мостовую книгу и сравниваются с предыдущими.

Как видно из данного документа, трещинам в инженерных сооружениях должно уделяться самое пристальное внимание. Конструкции искусственных сооружений обычно находятся в крайне тяжелых условиях эксплуатации и без постоянного контроля быстро приходят в неработоспособное состояние. По этому требования к их эксплуатации должны четко соблюдаться.

Проф. ЗИ

Проф. ЗИ

Ответственный за информационное наполнение сайта Здание-ИНФО.рф Алексей Безродных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − девять =