Здание с трещинами. Законодательство — требования и ответственность

Ранее мы публиковали материалы, касающиеся методик, нормативов, рекомендаций и практики наблюдения за трещинами в зданиях и сооружениях при их эксплуатации. Сегодня мы коснемся вопросов законодательного регулирования и правоприменительной практики в данной области.

Законодательство в области мониторинга и наблюдения за трещинами

Требования законодательства

Схема законодательного регулирования обязательных требований к зданиям и сооружениям в целом достаточно проста. Существует Федеральный закон «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002, который в данной области устанавливает действие Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (ФЗ №384-ФЗ от 30.12.2009). Если касаться только этапа эксплуатации зданий и сооружений, то в регламенте существуют следующие указания по интересующей нас теме:

Статья 36. Требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации

  1. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
  2. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений.

Статья 40. Правила обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации

  1. Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации требованиям настоящего Федерального закона и требованиям, установленным в проектной документации, осуществляется в форме: эксплуатационного контроля; государственного контроля (надзора).

  2. Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации в форме эксплуатационного контроля осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания или сооружения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  3. Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации в форме государственного контроля (надзора) осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Схожее описание присутствует и в Главе 6.2. Эксплуатация зданий, сооружений Градостроительного кодекса РФ. Указанный технический регламент не только определяет основные требования, но также предусматривает наличие Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований регламента. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 (а до 01.07.2015 г. Распоряжением Правительства РФ №1047-р от 21.06.2010) утвержден данный перечень, и используя указанные в нем документы, можно отобрать обязательные требования в интересующей нас области — мониторинг и наблюдение за трещинами в зданиях и сооружениях.

ГОСТ Р 54257-2010 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования». Раздел 4 (подраздел 4.1):

4.1.1 Строительные объекты должны удовлетворять требованиям, соответствующим следующим предельным состояниям:

  • первая группа предельных состояний — состояния строительных объектов, превышение которых ведет к потере несущей способности строительных конструкций;
  • вторая группа предельных состояний — состояния, при превышении которых нарушается нормальная эксплуатация строительных конструкций, исчерпывается ресурс их долговечности или нарушаются условия комфортности;
  • особые предельные состояния — состояния, возникающие при особых воздействиях и ситуациях и превышение которых приводит к разрушению зданий и сооружений с катастрофическими последствиями.

4.1.2 К первой группе предельных состояний следует относить:

  • разрушение любого характера (например, пластическое, хрупкое, усталостное);
  • потерю устойчивости;
  • явления, при которых возникает необходимость прекращения эксплуатации (например, чрезмерные деформации в результате деградации свойств материала, пластичности, сдвига в соединениях, а также чрезмерное раскрытие трещин).

4.1.3 Ко второй группе предельных состояний следует относить:

  • достижение предельных деформаций конструкций (например, предельных прогибов, углов поворота) или предельных деформаций оснований, устанавливаемых исходя из технологических, конструктивных или эстетико-психологических требований;
  • достижение предельных уровней колебаний конструкций или оснований, вызывающих вредные для здоровья людей физиологические воздействия;
  • образование трещин, не нарушающих нормальную эксплуатацию строительного объекта;
  • достижение предельной ширины раскрытия трещин;
  • другие явления, при которых возникает необходимость ограничения во времени эксплуатации здания или сооружения из-за неприемлемого снижения их эксплуатационных качеств или расчетного срока службы (например, коррозионные повреждения).

Из данного документа, в разрезе интересующей нас темы, следует, что прогибы, сдвиги, трещины, деформации строительных конструкций здания должны рассматриваться с точки зрения обеспечения надежности этих конструкций для нормальной эксплуатации зданий и сооружений. Т.е. превышение предельных значений деформаций конструкций является одним из критериев оценки возможности эксплуатации строительного объекта.

ГОСТ 31937-2011 Мониторинг зданий и сооружений

ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Раздел 6

6.3 Мониторинг технического состояния зданий и сооружений, находящихся в ограниченно работоспособном или аварийном состоянии

6.3.2 На каждой стадии мониторинга технического состояния конструкций зданий (сооружений) и грунта проводят следующие работы:

  • определяют текущие динамические параметры объекта и сравнивают их с параметрами, измеренными на предыдущем этапе;
  • фиксируют степень изменения ранее выявленных дефектов и повреждений конструкций объекта и выявляют вновь появившиеся дефекты и повреждения;
  • проводят повторные измерения деформаций, кренов, прогибов и т.п. и сравнивают их со значениями аналогичных величин, полученными на предыдущем этапе;
  • анализируют полученную на данном этапе мониторинга информацию и делают заключение о текущем техническом состоянии объекта.

6.4 Мониторинг технического состояния зданий и сооружений, попадающих в зону влияния нового строительства, реконструкции или природно-техногенных воздействий

6.4.18 Наблюдения за деформациями оснований зданий (сооружений) проводят по ГОСТ 24846. При наблюдениях за зданиями определяют неравномерность оседаний фундаментов, фиксируют трещины и другие повреждения конструкций, надежность узлов их опирания, наличие необходимых зазоров в швах и шарнирных опорах. Для промышленных зданий определяют также относительные горизонтальные перемещения отдельно стоящих фундаментов колонн, крены фундаментов технологического оборудования, а при наличии мостовых кранов — отклонения от проектного положения подкрановых путей: поперечный и продольный уклоны, изменения ширины колеи и приближение крана к строениям.

Данные пункты ГОСТ дают указания, касающиеся мониторинга технического состояния зданий и сооружений специализированными организациями в двух случаях:

  1. Если они находятся в ограниченно работоспособном или аварийном состоянии
  2. Если они попадают в зону влияния нового строительства, реконструкции или природно-техногенных воздействий

В первом случае просто указано, что требуется отслеживать изменение параметров дефектов, повреждений и деформаций. Во втором случае приведена ссылка на конкретный ГОСТ. В настоящее время в действующей редакции ГОСТ 24846-2012 (ранее ГОСТ 24846-81) «Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений», в отношении наблюдения за трещинами в зданиях и сооружениях, существуют следующие указания:

10 Наблюдение за трещинами

10.1 Систематическое наблюдение за развитием трещин следует проводить при появлении их в несущих конструкциях зданий и сооружений с тем, чтобы выяснить характер деформаций и степень опасности их для дальнейшей эксплуатации объекта.

10.2 При наблюдениях за развитием трещины по длине ее концы следует периодически фиксировать поперечными штрихами, нанесенными краской, рядом с которыми проставляют дату осмотра.

10.3 При наблюдениях за раскрытием трещин по ширине следует использовать измерительные или фиксирующие устройства, прикрепляемые к обеим сторонам трещины: маяки, щелемеры, рядом с которыми проставляют их номера и дату установки.

10.4 При ширине трещины более 1 мм необходимо измерять ее глубину.

ГОСТ 24846-2012 Наблюдение за деформациями

Таким образом, специализированные организации, при мониторинге зданий и сооружений, должны использовать для наблюдения за трещинами маяки, щелемеры и подобные им приспособления.

Однако, приведенная выше упрощенная схема законодательного регулирования обязательных требований к зданиям и сооружениям не дает всей полноты картины. В законодательстве существуют и другие правовые акты, регулирующие данный вопрос в определенных случаях. Например, для жилых зданий совокупность нормативных документов устанавливает обязательность исполнения требований МДК 2-03.2003 (Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденному постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 и  зарегистрированным в Минюсте РФ 15 октября 2003 г. за № 5176) в отношении контроля развития трещин при помощи маяков. Судебная практика случаев, когда управляющие компании пытались доказать неправомерность требований по установке маяков, уже имеет многолетнюю историю. В подавляющем большинстве случаев суды рассматривают требования Правил в отношении наблюдения за трещинами, как обязательные для исполнения. Аналогичное отношение к данным требованиям и у сотрудников прокуратуры, жилищной инспекции, составляющих предписания и выносящих постановления по вопросам, связанным с трещинами в жилых зданиях.

Также определенные нормы присутствуют в Жилищном иГградостроительном кодексах, в Техрегламенте о пожарной безопасности зданий, в Законе о промышленной безопасности и других законодательных актах.

Законодательство в области безопасности зданий и сооружений

И этот обзор законодательства будет неполным без ведомственных нормативных документов и стандартов организаций. Зачастую именно в нормативах нижнего уровня содержатся конкретные требования и детальные описания. Хорошим примером в отношении темы мониторинга деформаций зданий является стандарт организации СРО НП «СОЮЗАТОМСТРОЙ» СТО СРО-С 60542960 00043-2015 «Геодезический мониторинг зданий и сооружений в период строительства и эксплуатации», где вопросы наблюдения за трещинами детально прописаны. Также описание порядка работы с трещинами в период эксплуатации зданий и сооружений присутствует во всех правилах технической эксплуатации, начиная от общих, таких, как МДС 13-14.2000 (Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений) и заканчивая узкоспециализированными такими, как СТО РЖД 1.09.002—2006 «Текущее содержание, комплексное обследование и капитальный ремонт несущих конструкций производственных зданий ОАО «РЖД» или Правила эксплуатации городских искусственных сооружений (утв. Приказом Роскоммунхоза от 25.02.1994 N 5).

Ответственность за неисполнение требований законодательства

Ответственность за неисполнение требований законодательства в рассматриваемой сегодня области очень дифференцирована и в большей степени зависит от характера нарушения, степени его тяжести (последствия) и области регулирования. Например, Градостроительный кодекс предусматривает:

Статья 60. Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения

1. В случае причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения собственник такого здания, сооружения (за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи), если не докажет, что указанные разрушение, повреждение, нарушение возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства (непреодолимой силы), возмещает вред в соответствии с гражданским законодательством и выплачивает компенсацию сверх возмещения вреда:

  1. родственникам потерпевшего (родителям, детям, усыновителям, усыновленным), супругу в случае смерти потерпевшего — в сумме три миллиона рублей;

  2. потерпевшему в случае причинения тяжкого вреда его здоровью — в сумме два миллиона рублей;

  3. потерпевшему в случае причинения средней тяжести вреда его здоровью — в сумме один миллион рублей.

Следует учитывать, что Гражданский кодекс предусматривает возможность возложения обязанности по доказыванию своей невиновности на причинителя вреда:

Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда
1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) во многих случаях менее суров в отношении нарушителей требований законодательства в области обеспечения безопасной эксплуатации зданий и сооружений. Например, вот некоторые статьи, которые чаще всего фигурируют в постановлениях об административных правонарушениях данного типа:

КоАП РФ, Статья 7.22. Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений

Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо «порядка и правил» признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 14.43. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов

1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

15. Невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Уголовный кодекс мы здесь рассматривать не будем, хотя его положения также применимы при тяжких последствиях.

One thought on “Здание с трещинами. Законодательство — требования и ответственность

  • Аватар
    05/10/2015 в 04:27
    Permalink

    Сейчас в связи с лицензированием УК дополнительно добавилась еще одна часть статьи 19.5 КоАП РФ — часть 24: «Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей»

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − десять =